Четверг , 28 марта 2024

Шмели, играющие с деревянными шариками, станут первым доказательством того, что насекомые способны играть

Люди — не единственный вид, который манипулирует предметами исключительно ради забавы и развлечения. Многие другие млекопитающие и некоторые птицы также демонстрируют игровое поведение. А как насчет насекомых? До сих пор никто не изучал этот вопрос. Команда из Лондонского университета королевы Марии представила доказательства того, что шмели могут играть. Это открытие важно для понимания эмоций и дек насекомых и является первым доказательством того, что насекомые могут играть.

Игры — явление, встречающееся у многих животных. Ученые считают, что игра способствует здоровому развитию и поддержанию когнитивных и двигательных навыков. Например, она является основой стратегий кормления. В большинстве случаев игры наблюдаются у млекопитающих или птиц, но очень мало исследований было посвящено другим животным. Это связано с тем, что определить и изучить игривое поведение беспозвоночных не так просто.

Чтобы поведение считалось игривым, оно должно иметь другие интересы, кроме отдыха. Оно не должно быть направлено на получение пищи, убежища или партнера. Оно должно быть спонтанным, самопроизвольным, вознаграждающим само по себе (т.е. не связанным с вознаграждением) и повторяющимся, но не нетрадиционным. Двигательное поведение должно отличаться от того, которое используется для четко определенных функций (попытки спаривания, кормление), и должно инициироваться, когда животное находится в «расслабленном» состоянии. Цель состоит в том, чтобы отличить игру от других видов поведения, вызванных стрессом, которые явно нефункциональны, например, шагов и покачиваний, наблюдаемых у животных в зоопарках», — объясняют исследователи.

Поведение, мотивированное исключительно игрой?

В целом, существует три категории игрового поведения. Это социальные игры, двигательные игры и игры, основанные на объектах. Социальные игры обычно подразумевают игровое взаимодействие между животными, как правило, между молодыми особями. Локомоторные игры включают в себя бег, прыжки и другие напряженные физические действия без необходимости в них. Наконец, в предметных играх участвуют неодушевленные предметы. Немногие исследования сообщали о сходстве в социальных играх между муравьями и молодыми ОС.

Исследование, опубликованное в 2017 году, показало, что шмелей можно обучить толкать маленький шарик в определенное место для получения вознаграждения в виде пищи. Однако в ходе этого эксперимента было обнаружено, что некоторые шмели часто толкали шарик без особой пользы. Это наблюдение и послужило фактической причиной для проведения исследования. Толкали ли шмели мяч просто ради развлечения?

Читайте также: Шимпанзе используют насекомых в качестве бинтов

Мы имеем 98% общих генов с шимпанзе, одним из самых интеллектуальных видов животных в мире. Эти нечеловекообразные приматы лечат травмы и спаривают раны..

Чтобы выяснить это, исследователи наблюдали за поведением 45 шмелей (28 самок и 17 самцов) с 1 по 23 день перед 18 маленькими деревянными шариками; шесть шариков были окрашены в фиолетовый цвет, шесть — в желтый, а последние шесть сохранили свой первоначальный деревянный вид. Улей был соединен с акриловым туннелем. Этот туннель содержал две кормушки (с сахаром или пыльцой) и вел прямо к открытой зоне в его конце.

По обе стороны от этой зоны, свободной от препятствий, находились две зоны с девятью шарами (каждого цвета). Один из шаров был подвижным, а другой был прикреплен к земле. Когда насекомые покидали туннель, у них был выбор: следовать по четкому пути к кормушке или отклониться от него в зону с неподвижными шариками. Эксперимент продолжался три часа каждый день в течение 18 дней. Каждый день все предметы и экспериментальная зона очищались, а все запахи, оставленные насекомыми, удалялись.

Существа с разумом гораздо более сложным, чем мы думаем

Команда заметила, что шмели выбирали зоны с движущимися шариками на 50% чаще, чем зоны с недвижущимися шариками. Цвет шариков не имел особого значения. В общей сложности было зарегистрировано 910 движений шариков. Насекомых, которые за время эксперимента приняли отдельные дозы и сделали от 1 до 117 бросков по мячу, не спрашивали об этом. Такое повторяющееся поведение указывает на то, что катание принесло свои плоды.

Команда также обнаружила, что молодые шмели, особенно в возрасте 3-7 дней, бросали шар чаще, чем шмели постарше. Эксперименты также показали, что шмели саберу играют в боулинг дольше, чем шмели самки. Это можно объяснить тем, что в природе самки отвечают за обеспечение пищей своих колоний. Руководствуясь инстинктом, они, в отличие от самцов, больше заинтересованы в выполнении своей основной функции, чем в развлечениях.

Чтобы убедиться, что насекомые двигали шарик только ради забавы, исследователи провели еще один эксперимент. В этом эксперименте 42 шмеля имели альтернативный доступ к двум цветным камерам. (См. рис. 1.) Хотя на выбор было две камеры, ни в одной из которых не было шариков, шмели отдавали явное предпочтение цвету. Ранее это ассоциировалось с деревянными шариками.

Эти результаты указывают на то, что цель была чисто игровой. Катание мячей не способствовало развитию копинг-стратегий и происходило в свободной от стресса ситуации. «Это еще раз показывает, что, несмотря на свои размеры и маленький мозг, [шмели] — это не просто маленькие роботизированные существа. Как и другие крупные животные, они могут испытывать даже базовые положительные эмоциональные состояния» из Queen Mary. Лондонского университета и первый автор исследования.

Таким образом, разум насекомых сложнее, чем можно себе представить. Мы получаем все больше и больше доказательств того, что нам необходимо сделать все возможное для защиты насекомых». Насекомые — это целый мир, далекий от невежественных, эмоциональных существ, о которых мы традиционно думаем, — говорит профессор Ларс Читка, профессор сенсорной и поведенческой экологии. Лондонского университета королевы Марии и соавтор исследования.

Кто опаснее: пчелы, осы. шмели, шершни… чем они отличаются?