Суббота , 4 мая 2024

Астрономы впервые наблюдают взрыв красного сверхгиганта

Когда топливо заканчивается, массивные звезды становятся сверхновыми и достигают конца своей жизни. Эти явления являются одними из самых хаотичных и тревожных во Вселенной, и их нельзя игнорировать. Впервые астрономы наблюдали гибель красных сверхгигантов (очень массивных звезд) на стадии их подготовки, то есть до того, как звезда взрывается и становится сверхновой.

Наиболее распространенным типом сверхновых является сверхновая ядерного распада. Она возникает, когда у массивной звезды заканчивается топливо и она разрушается. Она больше не может поддерживать баланс между гравитацией и ядерными реакциями. За коллапсом следует огромный, очень яркий взрыв, который посылает ударную волну в космос, обычно оставляя за собой след.

Нередко астрономы наблюдают последствия взрыва в течение нескольких месяцев. Однако сверхновые не являются частыми событиями в галактических масштабах, поэтому наблюдения за их последствиями гораздо более исключительны. Уинн Джейкобсон Галан, астроном из Беркли и ведущий автор исследования, с энтузиазмом заявила, что «в типичной сверхновой типа II прямое обнаружение предсверхновой активности в красном сверхгиганте никогда ранее не наблюдалось». Впервые мы увидели, как взрывается красный сверхгигант!

Читайте также: Астрономы наблюдают черную дыру со странным наклоном оси

Двойная рентгеновская система Maxi J1820+070 состоит из звезды, вращающейся вокруг черной дыры. В отсутствие препятствий оси вращения выравниваются..

Команда использовала два телескопа на Гавайях (Астрономический институт Pan-STARRS при Гавайском университете и телескоп У. М. Кека на Мауна-Кеа) для наблюдения за красным сверхгигантом в последние 130 дней перед смертельным взрывом. Это часть эксперимента «Молодая сверхновая», текущего проекта, направленного на обнаружение очень ранних звездных взрывов в ночном небе.

Бурная активность некоторых массивных звезд перед их смертью

Сверхновая (SN) 2020tlf — это результат гибели красной сверхгигантской звезды, масса которой в десять раз превышает массу Солнца, в галактике NGC 5731, расположенной на расстоянии около 120 миллионов световых лет от Земли. До сих пор ученые считали, что красный сверхгигант затухал перед взрывом или коллапса — в отличие от других звезд, которые выбрасывают слой горящего газа. Однако новые наблюдения показывают, что при взрывах сверхновых не всегда бывает «затишье перед бурей».

Это прорыв в понимании того, что делают крупные звезды перед своей смертью», — говорит Якобсон Гарран. Кроме того, собранные данные являются прямым доказательством наличия плотного материала, окружавшего звезду в момент взрыва, — того самого газа, который был обнаружен и выброшен из красной звезды Гигант несколько месяцев назад, сообщают исследователи.

Наблюдения показывают, что по крайней мере некоторые красные звезды-сверхгиганты испытывают серьезные внутренние изменения (возможно, нестабильности, связанные с последней фазой горения), которые приводят к сильным взрывам и наблюдаемой светимости. Астрофизик Раффаэлла Маргутти из Калифорнийского университета в Беркли рассказывает, как мы видим медленные бомбы.

До сих пор мы никогда не наблюдали такой интенсивной активности в умирающем красном сверхгиганте. Именно высокие уровни синхротронного излучения привлекли внимание астрономов к этой конкретной звезде. В течение 300 дней после взрыва были проведены наблюдения за сверхновой звездой, что позволило получить дополнительные данные.

Астрономы впервые сняли взрыв сверхновой