Олигоценовый ястреб был грозой австралийских лесов
Реконструкция внешнего вида архехиэракса (Archaehierax sylvestris). Рисунок © Jacob Blokland c сайта novataxa.blogspot.com
Эволюционная история ястребиных — широко распространенного семейства хищных птиц, включающего орлов, ястребов, коршунов и грифов Старого Света, — все еще во многом является загадкой для ученых. Поэтому обнаружение остатков крупного пернатого хищника, относящегося к этому семейству, в олигоценовых отложениях штата Южная Австралия, да еще и хорошо сохранившегося, — настоящая палеонтологическая удача. Вдобавок, это самая крупная известная хищная птица из времен, предшествующих плейстоцену, которая несомненно доминировала в своей экосистеме: поскольку около 25 миллионов лет назад плотоядные млекопитающие в Австралии были не крупнее маленькой собаки, этот пернатый хищник, немногим уступавший современному клинохвостому орлу, был настоящим ужасом для обитателей земли.
В настоящее время ястребиные (Accipitridae) — одно из самых успешных семейств хищных птиц. Оно представлено примерно 250 видами, а его представители заселили все континенты (кроме Антарктиды) и встречаются в самых разных типах ландшафтов, от горной тундры до степей и пустынь. Размеры их тоже широко варьируют — от африканского малого перепелятника (Accipiter minullus), размах крыльев которого не больше полуметра, а вес — всего около 80 граммов, до огромного черного грифа (Aegypius monachus), вес которого достигает 7–14 килограммов, а размах крыльев — трех метров. Во многих экосистемах ястребиные исполняют ключевые роли хищников или падальщиков.
Систематика этих птиц постоянно пересматривается, и филогенетическое положение многих представителей ястребиных оспаривается или пересматривается. Например, настоящие орлы (Aquila) и орлы-карлики (Hieraaetus), ранее рассматривавшиеся как представители одного рода, теперь считаются парафилетическими (то есть произошедшими от разных предков; D. P. Mindell et al., 2018. Phylogeny, Taxonomy, and Geographic Diversity of Diurnal Raptors: Falconiformes, Accipitriformes, and Cathartiformes), а дымчатые коршуны, традиционно выделяемые в качестве подсемейства ястребиных, на самом деле могут представлять отдельное семейство (I. J. Starikov, M. Wink, 2020. Old and Cosmopolite: Molecular Phylogeny of Tropical–Subtropical Kites (Aves: Elaninae) with Taxonomic Implications).
Слева: жемчужный коршун-крошка (Gampsonyx swainsonii) c размахом крыльев около 30 сантиметров. Справа: черный гриф (Aegypius monachus), размах крыльев которого достигает 3 метров. Фото из статьи L. F. Silveira, L. Pinto, 2004. Diversity of birds and mammals in the forest reserves of the Agropalma Group, in Tailândia municipality, state of Pará, Brazil и с сайта littlethings.com
Ястребиные птицы от прочих дневных пернатых хищников отличаются широкими закругленными крыльями и сильным крючковатым клювом без зубца на подклювье. Судя по имеющимся находкам, ястребиные возникли в эоценовую эпоху, около 35 миллионов лет назад. Более ранние остатки, из которых некоторые принадлежат животным, жившим около 50 миллионов лет назад, слишком фрагментированы, чтобы их можно было уверенно отнести именно к этому птичьему семейству. В любом случае, эволюция ястребиных шла весьма бурными темпами: еще в позднем эоцене они распространились по обоим берегам северной части Атлантического океана (который в те времена все еще расширялся (см. Opening of the North Atlantic Ocean) и был значительно уже, чем сегодня — всего около двух тысяч километров против сегодняшних пяти тысяч), а спустя 10 миллионов лет, в олигоцене, ястребиные уже жили в Африке и Австралии (G. Mayr, 2009. Paleogene Fossil Birds).
К сожалению, из-за неполноты остатков вымерших ястребиных (что типично для всех птиц, потому что их кости тонкие и хрупкие), точная идентификация доисторических пернатых хищников не всегда возможна. Дело зачастую осложняется тем, что раньше различных эволюционных линий хищных птиц было больше: например, вымершие месселастуриды (Messelasturidae), жившие в Европе и Северной Америке около 50 миллионов лет назад, внешне сильно напоминали ястребиных, но на деле оказались дальними родственниками попугаев (G. Mayr, 2011. Well-preserved new skeleton of the Middle Eocene Messelastur substantiates sister group relationship between Messelasturidae and Halcyornithidae (Aves, ?Pan-Psittaciformes)), а хорусорнитиды (Horusornithidae), летавшие над Францией около 35 миллионов лет назад, оказались не ястребиными, а примитивными ястребообразными, в равной степени родственными ястребиным, птицам-секретарям и скопам.
Авираптор (Aviraptor), один из наиболее полно сохранившихся доисторических ястребиных: вверху — остатки животного, фото из статьи G. Mayr, J. Hurum, 2020. A tiny, long-legged raptor from the early Oligocene of Poland may be the earliest bird-eating diurnal bird of prey; внизу — художественная реконструкция облика хищника, рисунок © HodariNundu с сайта deviantart.com
С этой точки зрения обнаружение нового вида хищных птиц, несомненно принадлежащего к ястребиным, весьма ценно, не говоря уж о месте его нахождения: в то время как из Европы, Азии и Северной Америки известен не один десяток родов вымерших ястребиных, в Южном полушарии дела с окаменелостями этого семейства из доплейстоценовых отложений обстоят совсем плохо. Скажем, южноамериканские древние ястребиные неизвестны вовсе (вероятно, там они не встречались или встречались редко, тогда как нишу доминирующих хищников занимали грифы Нового Света (Cathartidae) и их вымершие родственники), в Африке они представлены несколькими родами, большинство из которых — современные, а из Австралии были известны только два вида. Один из них, пенгана (Pengana robertbolesi), была размером с черного коршуна, а предок современного клинохвостого орла — буллокский орел (Aquila bullockensis) существенно уступал в размерах потомку и был лишь слегка крупнее ястребиного орла, с его полутораметровым размахом крыльев.
В таком случае новый вид ястребиных птиц, описанный по найденным в 2016 году остаткам в отложениях соленого озера Пинпа (Lake Pinpa) в Южной Австралии, является крупнейшим из обнаруженных на этом континенте доплейстоценовых пернатых хищников: благодаря тому, что от животного сохранилось около 60 элементов скелета, ученые смогли довольно точно определить его размеры. Оказалось, что эта хищная птица лишь немногим уступала крупнейшему австралийскому пернатому хищнику современности — клинохвостому орлу, — обладая размахом крыльев около 190–200 сантиметров, что сопоставимо с габаритами многих нынешних орлов. Тем не менее, поскольку новый вид является примитивным представителем ястребиных и не приходится близкой родней современным видам, его назвали не орлом, а ястребом — Archaehierax sylvestris («древний лесной ястреб»).
Слева: сравнение размеров цевки архихиэракса (более темная кость) и клинохвостого орла; длина масштабного отрезка — 1 см. Справа: скелет скопы (Pandion cristatus), на котором отмечены (серым цветом) найденные части скелета архехиэракса. Изображения с сайта novataxa.blogspot.com и из обсуждаемой статьи в Historical Biology
Благодаря тому, что скелет архехиэракса окаменел гораздо лучше большинства других видов ископаемых ястребиных, его принадлежность к этому семейству удалось установить по целому ряду признаков — форме цевки, размерам фаланг пальцев и так далее. К тому же, благодаря особенностям формы грудины, плечевых костей и коракоида новый вид и род также удалось надежно отделить от прочих ястребиных.
Тем не менее, дальше возникли трудности: в строении архехиэракса, как оказалось, сочетаются черты, сегодня свойственные разным подсемействам ястребиных. Так, скажем, по степени изогнутости клюва и форме позвонков и лопаток новый вид больше походит на дымчатых коршунов, формой квадратной кости и грудины скорее напоминает грифов, формой локтевой кости — змееядов, а формой лучевой кости — орланов и бородачей. Вдобавок, некоторые черты архехиэракса — например, форма и размер бороздок на цевке, — не встречаются сегодня, поэтому в конце концов авторы выделили этот вид в собственное монотипическое подсемейство Archaehieraxinae, сделав «древнего лесного ястреба» довольно отдаленным родственником современных ястребиных.
Судя по составу пыльцы, найденной в отложения формации Намба (Namba Formation), где обнаружили архехиэракса, около 25 миллионов лет назад в этом месте росли пышные леса, на что также намекают найденные здесь остатки древесных животных — коаловых и кускусовых (H. A. Martin, 1989. The palynology of the Namba Formation in the Wooltana-1 bore, Callabonna Basin (Lake Frome), South Australia, and its relevance to Miocene grasslands in central Australia). Судя по всему, архехиэракс тоже был лесной птицей — у него были относительно короткие крылья и длинные ноги, что характерно для птиц, охотящихся среди деревьев, например, южноамериканских гарпий и хохлатых змееядов. С такой формой крыльев архехиэракс летал не слишком быстро, но маневренно, ловко огибая ветки и стволы, а длинная цевка и крупные лапы (их размер составлял около 15 сантиметров) позволяли ему хватать добычу, сидящую в кронах. Если проводить дальнейшие аналогии с лесными ястребиными, то можно предположить, что архехиэракс нападал на добычу из засады: дожидаясь удобного момента высоко на ветвях, он внезапно срывался с места и стремительно настигал жертву.
Берег высохшего соленого озера Пинпа в Южной Австралии и палеонтологи из университета Флиндерс (Flinders University), благодаря которым были найдены остатки архехиэракса. Фото с сайта eurekalert.org
Учитывая, что многие современные лесные ястребиные — например, нарядный хохлатый орел, весом около 1–1,5 кг, — способны питаться добычей, равной или превосходящей их по весу, вполне возможно, что в рацион архехиэракса входили почти все виды млекопитающих и птиц, обнаруженные в формации Намба, такие как ранние родичи коал, опоссумы и сорные куры. Все эти животные были сравнительно небольших размеров, поэтому, хотя ноги архехиэракса не такие крепкие, как у современных орлов и орланов, его силы вполне хватало, чтобы регулярно добывать себе сытный обед.
Источник: E. K. Mather, M. S. Y. Lee, A. B. Camens, T. H. Worthy. An exceptional partial skeleton of a new basal raptor (Aves: Accipitridae) from the late Oligocene Namba formation, South Australia // Historical Biology. 2021. DOI: 10.1080/08912963.2021.1966777.
Анна Новиковская