Непотопляемая: как развивалась webOS
Казалось, всеми давно забытая операционная система webOS переживает сейчас второе рождение. Платформа, которая за последние несколько лет сменила трех владельцев, недавно впервые пришла на «умные» часы, проявив себя как минимум не хуже Android Wear, а также закрепила за собой место в линейке премиум-телевизоров LG 2015 года. Путь webOS от мобильной до нишевой «операционки» проследили Вести.Hi-tech.
ОС для телефонов, основанная на ядре Linux, начиналась в недрах Palm, первопроходца в области карманных персональных компьютеров (КПК) и коммуникаторов. Разработка проекта велась с середины 2000-х годов. В январе 2009 года на выставке CES в Лас-Вегасе была официально представлена сама «ось» (под брендом Palm webOS) и первый работающий на ней смартфон — Palm Pre. Чуть позднее зарождающееся семейство webOS-устройств пополнила еще одна модель: Pixi.
Новинки неплохо смотрелись на фоне iPhone, но обе потерпели провал. Из-за неудачной маркетинговой стратегии Palm смогла продать за год не более 825 тысяч штук. В апреле 2010 года о покупке Palm объявила Hewlett-Packard. Крупнейшая на тот момент IT-компания в мире по объему выручки признала, что решающую роль в совершении $1,2-миллиардной сделки сыграли нематериальные активы Palm — а именно интеллектуальная собственность и технологии, в особенности webOS.
HP строила огромные планы на новое приобретение. Оглядываясь на Apple, производитель пообещал выпускать не только webOS-смартфоны, но и планшеты, «напоминающие iPad». Уже в октябре 2010-го компания представила новую версию платформы (переименована в HP webOS) и «сиквел» почившей Palm — Pre 2. webOS 2.0 доработали пользовательский интерфейс, улучшили режим многозадачности и функцию геолокации, добавили поисковую строку Just Type, браузер с поддержкой HTML5 и плагина Flash Player.
Pre 2 оснащался 3,1-дюймовым тачскрином (320х480 пикселей), гигагерцевым процессором, 512 мегабайтами «оперативки», 16 ГБ встроенной памяти, выдвижной QWERTY-клавиатурой и GPS-приемником. Запуск новинки курировал Лео Апотекер, возглавивший HP в том же месяце.
По замыслу нового гендиректора, webOS должна была устанавливаться почти на всю продукцию HP: не только телефоны и планшеты, но и ПК и принтеры, а в будущем — даже на автомобили. Он ожидал, что к началу 2012 года каждый компьютер, собранный HP, «наряду с Windows будет способен работать и на webOS», а в год будет выходить по 100 миллионов webOS-устройств.
Летом 2011-го вышел первый webOS-планшет — TouchPad. Аппарат имел 9,7-дюймовый дисплей с разрешением 1024х768 пикселей, двухъядерный процессор Snapdragon с частотой 1,2 ГГЦ, гигабайт оперативной памяти и фронтальную 1,3-мп камеру.
Мечты Апотекера не сбылись. Новинка, подобно Pre и Pixi два года тому назад, потерпела оглушительный провал. Продажи TouchPad стартовали в июле 2011 года, однако уже через несколько месяцев главе HP пришлось идти на попятую, объявив о прекращении выпуска продуктов на базе новоприобретенной ОС.
webOS-планшет критиковали за чрезмерно медленный интерфейс, сравнивая его с iPad и Android-моделями, долгую загрузку приложений, непродолжительное время автономной работы, скудный ассортимент софта и высокую цену. Чтобы избавиться от остатков TouchPad, пылящихся на складах, HP была вынуждена сбросить ценник на 16-гигабайтную модель с 499 долларов до всего $99.
После краха TouchPad компания почти перестала выпускать мобильное «железо». А когда та же судьба постигла смартфоны Veer 4G и Pre 3, не нашедших отклика у покупателей, Апотекер ушел в отставку. Кресло гендиректора HP заняла Мег Уитмен, которая превратила webOS в проект с открытым исходным кодом. Фактически отказавшись от платформы, компания начала устанавливать на свою продукцию Android и Windows, а развитием webOS в течение следующих полутора лет занимались в основном энтузиасты.
В марте 2013 года проект вновь сменил владельца. Им оказалась компания LG, при которой webOS предстала в новом качестве: как нишевая «операционка» для корейских смарт-телевизоров. Финансовые условия сделки не разглашались. По договоренности с HP, вместе с исходным кодом LG получала документацию, инженеров и связанные с «осью» ресурсы в Интернете, то есть практически весь фронт-энд.
В то же время Hewlett-Packard сохраняла за собой лицензии и патенты, которые перешли к ней от Palm, а также «облачные» сервисы, имеющие отношение к webOS: каталог приложений, систему обновлений и другой бэк-энд. Окончательное расставание HP с webOS произошло несколько месяцев назад. В январе 2015 года компания закрыла репозиторий, а немногочисленные владельцы TouchPad и Pre 3 перестали получать апдейты, поддержку и возможность устанавливать новые программы.
В отличие от HP, корейцы сдержанно отнеслись к перспективам webOS. Комментируя сделку, в LG сказали, что поначалу будут использовать webOS только в «умных» телевизорах вместо прежней платформы NetCast. В то же время компания допустила, что со временем она может переключиться на выпуск других webOS-устройств, после чего принялась медленно и планомерно развивать забытую «операционку».
На доработку ОС ушло почти два года. В январе дебютировала версия LG WebOS 2.0, которая будет идти в комплекте с «премиальными» ТВ компании 2015 года. Пользовательский интерфейс «телевизионной» прошивки остался почти не тронутым, но она начала загружаться намного быстрее (официально — на 60–70%), добавились такие функции, как My Channels (список избранных ТВ-каналов), Quick Settings для изменения настроек без отрыва от просмотра и раздел Top Picks с рекомендациями, был упрощен вид магазина Content Store.
Кроме того, на пульте ДУ появились кнопки, позволяющие двигать курсором на экране. Модели с LG WebOS 2.0, оснащаемые изогнутыми или плоскими OLED-панелями (55, 65 и 77″), были анонсированы в конце февраля.
В том же месяце LG внезапно представила Watch Urbane LTE — первые на рынке «умные» часы, способные подключаться к высокоскоростным 4G-сетям. В них также можно вставить SIM-карту и совершать звонки. Новинка комплектуется круглым, изготовленным по технологии P-OLED, экраном (320х320 пикселей), процессором Qualcomm Snapdragon 400 с тактовой частотой 1,2 ГГц, 512 МБ оперативной и 4 ГБ встроенной памяти, аккумулятором на 410 мА*ч и датчиком пульса. Часы стоят от 590 долларов (для сравнения, стартовая цена Apple Watch — $349).
К удивлению, LTE-модель (компания также выпускает «простые» Watch Urbane) использует не Android Wear, а собственную платформу LG — Wearable Platform, основанную на webOS. Она была весьма неплохо принята журналистами ведущих изданий. В частности, Брэд Рид из BGR посчитал, что новая система лучше «заточена» под круглый дисплей. Например, Wearable Platform позволяет переключаться между приложениями, совершая круговые движения по периметру устройства. Кроме того, интерфейс охватывает весь дисплей, от края до края.
А Дом Эспозито из 9to6google так отозвался об «интуитивно понятном» интерфейсе устройства LG: «Samsung также выпустила самодостаточные смарт-часы Gear S, работающие на Tizen, однако исполнение LG — намного ‘чище’ и в целом лучше. На Watch Urbane LTE можно выполнять большинство повседневных задач — звонить, писать и отвечать на СМС, проверять почту и многое другое».
Если Wearable Platform и webOS-телевизоры тепло примут покупатели, нельзя исключать, что в недалеком будущем мы вновь сможем увидеть webOS на мобильных устройствах. А если нет, платформу снова похоронят — но на этот раз, скорее всего, уже окончательно.
Источники: BGR, CNET, Pocket-lint, The Verge, IBTimes, eWeek, 9to5google