Понедельник , 1 марта 2021

«…А два — лучше». Как качественно снимать на «двухкамерный» iPhone 7 Plus

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

C тех пор как Apple в 2014-м выпустила первый «айфон» с диагональю экрана 5,5 дюйма, «большой» яблочный смартфон неизменно получал чуть более продвинутую камеру, чем компактная 4,7-дюймовая модель: iPhone 6 Plus и 6s Plus отличались оптической стабилизацией.

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

C тех пор как Apple в 2014-м выпустила первый «айфон» с диагональю экрана 5,5 дюйма, «большой» яблочный смартфон неизменно получал чуть более продвинутую камеру, чем компактная 4,7-дюймовая модель: iPhone 6 Plus и 6s Plus отличались оптической стабилизацией. В этом году «стабилизировали» и iPhone 7, зато iPhone 7 Plus достались две тыловых камеры вместо одной.

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Пара месяцев активного использования iPhone 7 Plus (Apple предоставила аппарат Вестям.Hi-tech на продолжительный тест в конце октября) показали: два «глаза» действительно лучше, чем один. Калифорнийская компания не первой реализовала в смартфоне систему двух камер, но в отношении iPhone 7 Plus можно с большей уверенностью сказать, что это не маркетинговый ход, а по-настоящему полезная, пусть и не для всех, инновация. Разберемся, что уникального умеет новейший фаблет с iOS по части фотосъёмки, и как снимать на iPhone 7 Plus, чтобы получать максимально качественные результаты.

Как устроена камера iPhone 7 Plus

Конечно, можно было бы просто ограничиться серией советов. Но я считаю, что для максимально успешного использования любой технологии важно сначала разобраться, как именно она работает. В случае с iPhone 7 Plus мы имеем дело с первой смартфонной системой сдвоенных камер, в которой пара одинаковых (12-мегапиксельных) сенсоров совмещена с разной оптикой. Один объектив (расположенный ближе к краю корпуса) имеет фокусное расстояние 28 мм и относительное отверстие f/1.8, второй (тот, что ближе к вспышке) — 56 мм и f/2.8, соответственно. Первый — один из самых светосильных смартфонных объективов на рынке, больше относительное отверстие только у последних флагманов Samsung (f/1.7). Для сравнения, у iPhone 6s/6s Plus апертура составляла f/2.2, то есть его матрицы достигало на треть меньше света, чем у iPhone 2016-го года выпуска.

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Два объектива iPhone 7 Plus. Фото (с) Apple

Первый объектив делает относительно широкоугольные снимки — когда в кадр помещается значительная часть поля зрения — и позволяет матрице улавливать больше света, что помогает в помещении, в сумерках или ночью. Второй же в Apple назвали «телеобъективом» (хотя по фокусному расстоянию это «портретник»), через него все объекты выглядят ближе. Он пропускает к матрице меньше света, так что им не получится сделать качественный кадр в темноте, а фокусировка будет происходить медленнее.

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Сдвоенный модуль камеры iPhone 7 Plus. Фото (с) iFixit

Как работает зум в iPhone 7 Plus

Зумировать — то есть приближать — картинку на iPhone можно было и раньше, для этого во время съемки нужно коснуться экрана кончиками двух пальцев и развести их в стороны. Эта возможность в iPhone 7 Plus никуда не делась, но появился способ удобнее. На экране теперь есть индикатор кратности приближения — кружок с отметкой «1x» посередине. Нажав на него, вы переключитесь в режим «телеобъектива»: отметка сменится на «2х», а изображение приблизится. Удержание пальца на кружке вызывает режим точного зумирования, в котором, двигая пальцем по экрану, можно выбрать любую степень приближения от 1 до 10 с шагом 0,1.

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Зум работает и при съемке видео. Кадр из рекламного ролика Apple

На самом деле в съемке во многих случаях задействованы сразу обе камеры iPhone 7 Plus. Даже когда фотография делается при, скажем, 5-кратном зуме, процессор обработки изображений формирует финальную картинку при помощи данных с обоих сенсоров. Так удается добиться более высокой детализации снимка, чем при использовании лишь одного фотомодуля. Подход меняется при слабом освещении или, иногда, макросъемке — то есть когда сенсора за «телеобъективом» достигает слишком мало света. Поэтому смартфон начинает работать «по старинке», используя лишь широкоугольный, более светосильный фотомодуль, в комплексе с цифровым зумом. Причем выясняется это уже постфактум, когда смотришь в EXIF-информацию отснятого файла.

Как снимать портреты на iPhone 7 Plus

Новый режим съемки «Портрет», хотя и был анонсирован одновременно с новыми «айфонами» в начале сентября, появился на iPhone 7 Plus только с обновлением iOS 10.1 в конце октября. Включить его можно, запустив камеру смартфона в обычном режиме «Фото» и сделав свайп влево. Режим, в отличие от традиционных, получился интерактивный. В зависимости от компоновки кадра, расстояния до объекта и уровня освещенности на экране появляются подсказки: «переместитесь ближе», «переместитесь дальше», «нужно больше света».

При съемке в портретном режиме процессор изображений в iPhone 7 Plus cопоставляет картинки с обеих камер и на основе полученных данных строит «карту глубины» кадра, получая возможность разделить передний план и фон — по такому же принципу работает, например, контроллер Microsoft Kinect. Потом к тем участкам, которые алгоритм посчитал фоном, применяется эффект размытия. После этого в идеале снимок должен выглядеть, как будто снят портретным или телеобъективом с небольшой глубиной резкости. Такой эффект, размывая в кадре все лишнее, подчеркивает для зрителя основной объект съемки. Портреты, снятые с таким эффектом (его еще называют бок?, от японского ?? бокэ — «размытость», «нечёткость») выходят более живыми и эмоциональными.

Apple разработала новый режим главным образом для съемки людей, но никто не мешает применять его для любого кадра, который выигрывает от разделения переднего и заднего плана — фото цветов или других небольших объектов крупным планом, например. Хотя алгоритмы машинного обучения, ответственные за добавление боке в iPhone 7 Plus, натасканы распознавать именно человеческие лица, они неплохо справляются и с отделением от фона других объектов — главное, чтобы фон был максимально контрастный.

«Портретный» режим в iPhone 7 Plus: альтернативы, приемы, недостатки

iPhone 7 Plus — не единственный смартфон, оснащенный системой двух камер. LG G5 (и вышедший ранее LG V10 – только сдвоенной у него была фронталка) также укомплектованы сдвоенными фотомодулями с разными объективами. Однако «стандартный» объектив 16-мегапиксельной камеры с фокусным расстоянием 29 мм и апертурой f/1.8 у LG G5 был дополнен не «телеобъективом», а, наоборот, короткофокусным «широкоугольником» (12 мм, f/2.4). При этом второй объектив совмещен с сенсором меньшего разрешения и размера, из-за чего качество изображения в «широкоугольном» режиме уступает результатам с основной камеры. Зато можно делать многолюдные групповые снимки, не отходя далеко назад. Но анализировать данные с двух камер в комплексе, как iPhone, корейский смартфон не умеет и имитировать боке не обучен.

Зато «косить под зеркалку» умеют флагманы Huawei — P9 и оснащенный практически идентичной сдвоенной камерой Honor 8. Используются для этого стандартные смартфонные камеры с фокусным расстоянием 35 мм и апертурой f/2.2 — одна формирует изображение, вторая, с черно-белым сенсором, помогает анализировать расстояние до разных объектов в кадре. Беда в том, что объективы с таким фокусным расстоянием подходят для съемки портретов хуже, чем 56-мм «телеобъектив» iPhone 7 Plus: смартфон приходится подносить чуть ли не прямо под нос объекту съемки, в кадр попадает много лишнего фона, отвлекающего от основного объекта даже после применения размывающего фильтра, а черты лица искажаются не самым лестным для фотографируемого образом.

С iPhone 7 Plus все иначе: сравнительно длиннофокусный объектив заставляет держаться на приличном расстоянии (оптимально 1,5-2,5 м), при этом черты лица выходят более естественными, а размытый фон не отвлекает зрителя от главного в кадре — лица человека. Если не придираться, результат действительно похож на «зеркалку», и гораздо больше, чем у конкурентов — именно за счет сочетания имитации боке с «телеобъективом», кадр в котором строится иначе, чем в стандартном смартфонном широкоугольнике.

Но есть и нюансы, недаром в Apple подчеркивают, что пользователи пока имеют дело с бета-версией режима «Портрет». Отличить кадр, снятый iPhone 7 Plus, от сделанного «зеркалкой» с портретным объективом можно по двум главным признакам. Первый: в то время как настоящее оптическое боке размывает фон в разных частях кадра с разной силой (конечно, если разные участки фона расположены на разном расстоянии от объектива), смартфонная имитация размывает все равномерно, причем иногда не щадит и объекты, находящиеся с лицом фотографируемого в одной плоскости (детали на одежде, например). Второй: тщательно «обходить» волосы, выбившиеся из прически, симулятор боке пока не умеет и размывает кончики волос вместе с фоном, так что отличить от снятых «зеркалкой» сделанные в ветреный день на iPhone фото будет проще.

Еще одна проблема, с которой почти неизбежно сталкиваешься при попытке снять портрет на iPhone 7 Plus в помещении, — высокие требования к освещенности. Даже днем в кафе, при сравнительно хорошем естественном освещении с улицы, аппарат часто артачится и выдаёт надпись «Требуется больше света». Можно попробовать решить проблему, одолжив у фотографируемого телефон и подсветив сцену фонариком, но в целом для таких сценариев режим «Портрет» пока не годится. Непоседливых детей или животных тоже снимать непросто — фокусировка и съемка происходят с большей задержкой, чем в стандартном режиме. Лучше всего «Портрет» работает на улице при дневном свете.

Скорее всего, неудачей закончится и попытка снять в этом режиме групповой портрет. Как правило, смартфон не может корректно обработать кадр, в котором находится более трех лиц. Кроме того, желательно расположить объект съемки по возможности дальше от фона, а сам этот фон выбрать контрастным — чтобы он как можно сильнее отличался от основного объекта по цветам и/или освещенности.

По умолчанию iPhone 7 Plus при съемке в режиме «Портрет» сохраняет два кадра — без эффекта боке и обработанный. При желании можно отключить сохранение необработанного снимка (Настройки > Фото и Камера > Режим портрета > Оставлять оригинал).

Примеры снимков, впечатления, выводы

Попытаюсь максимально наглядно показать, как именно расширяет возможности фотосъемки использование iPhone 7 Plus с его дополнительным телеобъективом и режимом «Портрет». Оригиналы всех использованных ниже фотографий можно просмотреть по этой ссылке (Google Фото).

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Нажмите, чтобы открыть увеличенное изображение в новой вкладке. Два фото сделаны с одной точки, но разными объективами смартфона. Комментарии, по-моему, излишни — снимок «телеобъективом» справа и гармоничнее, и информативнее, и выразительнее

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Опять два снимка сделаны с одной точки, но во втором случае применен «гибридный» аналогово-цифровой 10-кратный зум. Фото, конечно, не идеально четкое, но позволяет лучше оценить авангардный подход к декору телебашни в Праге

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Рассмотреть детали мозаики на снимке, сделанном с того же расстояния обычным объективом, было бы невозможно

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

«Портрет» почти удался, но картину портят размытые не к месту кончики «рогов» рождественских оленей

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Оставив «в фокусе» лицо, алгоритм зачем-то применил размытие не только к домам на заднем плане, но и, слегка, к волосам девушки. Менее четко, чем на оригинальном снимке, выглядит и узор ткани на куртке (лучше видно на увеличенных фото — нажмите, чтобы их открыть)

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

На кадре справа видно, как сигнальный процессор не в состоянии отличить участок объекта на переднем плане от сливающегося с ним фона

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Но если построить кадр иначе, с контрастным фоном, проблем не будет

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

«Портретный» алгоритм сработал идеально с объектом, даже отдаленно не напоминающим лицо — «в фокусе» оказались не только замки посередине, но и частично влезшие в кадр по краям. Здесь, по-моему, особенно заметно, насколько выразительнее применение боке делает снимок

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Кто сказал, что селфи нельзя снимать на основную камеру? Вот только агрессивное искусственное боке на этом снимке не пощадило ни линию волос, ни бороду — размыто все кроме центральной части лица

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Камера iPhone 7 Plus позволяет делать не идеальные, но вполне пригодные для публикации в соцсетях снимки почти в полной темноте (в данном случае при ISO 1250 выдержка составила 1/4 секунды). Кроме десятка свечей других источников света в помещении нет

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Вспышка теперь использует не два, а четыре светодиода двух разных цветов, что позволяет добиться при сохранении естественной цветопередачи более яркого освещения

Когда весной 2016-го Samsung выпустила Galaxy S7 и S7 edge, казалось: вот он, момент истины, одиночеству Apple на Олимпе смартфонных фотокамер настал конец. Действительно, не плодя смартфонов-уродцев с гигантскими «горбами» камер на задней панели, выжать что-то принципиально лучшее из доступных сейчас на рынке фотомодулей и оптики не смогут никакие, даже самые волшебные программные алгоритмы. А их в обеих компаниях довели, с рядом оговорок (излишне агрессивный фильтр резкости у Samsung, неживые цвета в помещении с лампами дневного света у Apple), до совершенства.

Пока не будут разработаны и запущены в массовое производство принципиально новые светочувствительные матрицы, пока не сделает рывок миниатюризация оптики, ожидать радикального улучшения базовых возможностей камер смартфонов не стоит. Поэтому производителям остается «идти вширь», добавляя новые оригинальные возможности. И у Apple с ее iPhone 7 Plus это получилось отлично. Понятно, что настоящего красивого боке, которое дает профессиональный «портретник», от смартфонной камеры мы вряд ли когда-то дождемся — если только не научимся обманывать законы физики. Но вопрос скорее не в этом, а в том, как воспринимают «портретные» снимки на iPhone 7 Plus зрители. По моему опыту, большинство бывают приятно удивлены эффектом, самый частый комментарий: «как на профессиональных фото».

"...А два — лучше". Как качественно снимать на "двухкамерный" iPhone 7 Plus

Да, многим что настоящий оптический «зум», что «портретное» боке не нужны и задаром — фото еды или селфи на тропическом пляже они никак не улучшат. Но, безусловно, есть и те пользователи, которые готовы заплатить за смартфон больше ради камеры с расширенным арсеналом выразительных художественных средств. Тем более если эта камера помещается в карман и является по совместительству мощным компьютером.

Смотрите также

Что умеет и зачем нужен помощник Google Now

Google Now — это сервис персонализированного поиска Google, который понимает голосовые запросы. Основная его «фишка» …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *